Образовательная программа
«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННОЙ ФОРМЕ»
(БАЗОВЫЙ КУРС - 18 часов)
Предназначена для подготовки
ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом
протокол № _, от «__» ______ 2020г.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
Шубина Любовь Борисовна, Авдеев Ю.В., Андреенко А.А., Байматов Г.В., Бородина М.А., Буланова Е.Л., Буров А.И., Гнездилов В.Н., Гофман А.М., Грибков Д.М., Гулиев Э.А., Дежурный Л.И., Долгина И.И., Дронов И.А., Зарипова З.А., Золотова Е.Н., Колодкин А.А., Косцова Н.Г., Крюкова А.Г., Кузовлев А.Н., Лабазанова Д.Н., Лабзина М.В., Леонтьев А.В., Мухаметова Е.М., Неудахин Г.В., Попов О.Ю., Рипп Е.Г., Рядинская Е.А., Солошенков П.П., Старостина Л.С., Тогоев О.О., Трасковецкая И.Г., Ходус С.В., Холопцева Е.М., Хохлов И.В., Царенко О.И., Чурсин А.А., Шеховцов В.П., Щербакова Л.Н., Юдаева Ю.А. ....
В основу организации обучения положен модульный принцип, адаптированный к условиям обучения организаторов здравоохранения на разном уровне.
Программа рекомендована для подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре 14.02.03 и ординатуре 31.08.71, а также для дополнительного профессионального обучения специалистов:
- по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
- по другим профильным специальностям здравоохранения среднего и высшего образования,включая специальности «Медицинская кибернетика» и «Управление сестринской деятельностью»
Практикориентированный курс предполагает подключение к электронной образовательной среде для изучения международных алгоритмов, позволяющих медицинскому работнику эффективно отработать действия, в случае внезапного ухудшения состояния здоровья пациентов. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей. Навыки, формируемые на данном курсе, включены в процедуру оценки в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации, а также на экзаменах "Московский врач" и "Московский стандарт медицинской сестры".
Успешное завершение учебного курса позволяет участникам набирать баллы в системе НМО по своей основной специальности, в количестве соответствующем продолжительности обучения.
Программа рассчитана на обучение медицинских работников (врачей и медицинских сестер всех специальностей и должностей), результатом обучения должен стать единый уровень освоения стандарта действий по действиям медицинского персонала в ситуации обнаружения пациента в жизнеугрожающем состоянии. Рекомендовано каждый год повторять обучение на данном курсе.
Обучение направлено на готовность медицинского персонала слажено действовать по алгоритму в жизнеугрожающих ситуациях у пациентов, с целью повысить количество спасенных жизней (18 часов).
После обучения по программе для специалистов работающих в условиях, где велика вероятность угрожающих жизни состояний рекомендован продвинутый курс (Уровень 2), где цель повысить качество жизни пациента после оказания медицинской помощи в экстренной форме (36 часов)
После завершения обучения на базовом и продвинутом уровне, возможно обучение на тренинге тренеров (Уровень 3), где цель быть готовым к обеспечению подготовки медицинского персонала к оказанию медицинской помощи в экстренной форме (54 часа)
1.2 Планируемые результаты освоения программы
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
1.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Вид занятия | Наименование оборудования, программного обеспечения |
Аудитория | Лекции Практические занятия | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Доска комбинированная трехэлементная Вешалка напольная металлическая |
Компьютерный класс | Лекции Практические занятия Круглый стол | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Без дисковая рабочая станция (тип 1, терминальная рабочая станция, терминал) Компьютеры в составе: системный блок, монитор, источник бесперебойного питания Стол компьютерный с выдвижной полкой для клавиатуры и с полкой под системный блок Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Вешалка напольная металлическая |
Симуляционные классы | Учебные игры Практические занятия | Имитационная укладка для оказания ЭМП (см. Таблица 1) Манекен взрослого пациента для обучения СЛР Кожный антисептик в пульверизаторе (из расчёта 3 спрей-порции (10 мл) – на одну попытку Салфетки для высушивания антисептика после его экспозиции (из расчета 1 шт. на одну попытку). Напольный коврик. Ученый АНД. Сменные электроды для АНД Запас батареек (если тренажер и/или АНД предусматривает их использование). Кушетка (или функциональная кровать) с поднимающимся изголовьем Манекен с возможностями имитации различных показателей Часы настенные с секундной стрелкой. Дополнительная пустая тележка или столик манипуляционный Дополнительно: средства для обеспечения проходимости дыхательных путей Учебные плакаты ЕRC Набор пленок ЭКГ, в соответствии со сценариями |
Инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи
№ п/п | Перечень оборудования и лекарственных средств | Примечание |
Лицевая маска для дыхательного мешка и насадкой для проведения ИВЛ изо рта ко рту + детские размеры для детских медицинских организаций | ||
Источник кислорода | Имитация (баллон или панель) | |
Лицевая маска кислородная с резервуаром + детские размеры для детских медицинских организаций | ||
Дыхательный мешок с резервуаром + детские размеры для детских медицинских организаций | ||
Пульсоксиметр (оксиметр пульсовой) | Достаточно имитации, если не используется робот | |
Аспиратор (отсасыватель) медицинский | ||
Комплект катетеров для санации | ||
Орофарингеальный воздуховод (№ 3 и №4 + детские размеры для детских медицинских организаций) | ||
Фонендоскоп | ||
Тонометр для измерения артериального давления + детские размеры для детских организаций | Достаточно имитации | |
Электрокардиограф (если дефибриллятор не имеет функции монитора) | Достаточно имитации, если не используется робот | |
Дефибриллятор и гель для электродов | Достаточно имитации | |
Помощник реаниматора | Достаточно имитации | |
Фонарик-ручка | ||
Шпатель в одноразовой упаковке | ||
Бутылка питьевой воды без газа | Достаточной пустой пластиковой бутылки 0,33 | |
Пластиковый одноразовый стаканчик | ||
Термометр инфракрасный | Достаточно имитации | |
Экспресс-анализатор глюкозы | Достаточно имитации | |
Штатив для длительных инфузионных вливаний | Достаточно наличия стационарного | |
Ингалятор аэрозольный компрессорный (небулайзер) портативный | ||
Смотровые перчатки | ||
Спиртовые салфетки | ||
Венозный жгут | ||
Шприц 2 мл с иглой 0,1-0,25 мм - 2 шт | В реальной укладке количество может быть увеличено | |
Шприц 10 мл с иглой 0,25-0,6 мм - 2 шт | ||
Шприц 20 мл с иглой 0,4-0,8 мм - 2 шт | ||
Периферический венозный катетер (ПВК) 14, 18, 20, 22 G + детские размеры для детских организаций | ||
Система для внутривенных инфузий | ||
Пластырь для ПВК | ||
Бинт нестерильный | ||
Желтый непрокалываемый контейнер с крышкой для отходов класса Б | ||
Пакет для отходов А | ||
Укладка Анти-ВИЧ | Достаточно имитации в виде фото укладки | |
Набор для забора крови | Имитация | |
Маска медицинская | ||
Экран защитный для глаз | ||
Лекарственные средства | ||
Смазывающее вещество (лубрикант) | Имитация банки из-под вазелина (стерильно) | |
Раствор натрия хлорида 0,9% флакон по 500 мл | Имитация. Пустой пластиковый флакон. В реальной укладке количество может быть увеличено | |
Раствор декстрозы 5% флакон 200 мл | Имитация. Пустой пластиковый флакон | |
Раствор декстрозы 10% флакон 400 мл | Имитация. Пустой пластиковый флакон | |
0,1% раствор эпинефрина 5 ампул по 1 мл | Имитация. Флакон с резиновой крышкой и наклейкой с дистилл. водой (или ампулы) | |
Раствор амиодарона 50 мг/мл 6 ампул по 3 мл | Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой с дистилл. водой (или ампулы) | |
Гидрокортизон (лиофилизат) – 100 мг – 2 флакона | Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой | |
Имитация. Пустой блистер с наклейкой фото | ||
Таблетки ацетилсалициловой кислоты 100 мг – 10 табл | ||
Таблетки клопидогреля 75 мг – 14табл | ||
Таблетки каптоприла 25 мг – 10 табл | ||
Имитация. Пустой баллончик с наклейкой фото | ||
Спрей изосорбида динитрат | ||
Сальбутамол аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/дозаили Сальбутамол, раствор для ингаляций 2,5 мг - 10 небул | ||
Имитация. Пустые контейнеры с наклейкой фото | ||
Будесонид суспензия для ингаляций 250 мкг, – 4 контейнера | ||
Ипратропия бромид, раствор для ингаляций 500 мкгФлакон 20 мл с капельницей Или Ипратропия бромид+фенотерол раствор для ингаляций 500 мкг + 250 мкг/1 мл. Флакон 20 мл с капельницей. | ||
Имитация. Несколько стеклянных ампул с дистиллированной водой + на стене список всех, представленных в данной таблице лекарственных средств в алфавитном порядке | ||
Раствор аденозина 10 мг/1 мл – 4 ампулы 1 мл | ||
Раствор аминофиллина 240 мг/мл– 2 ампулы по 10 мл | ||
Раствор 40% декстрозы – 10 ампул по 10 мл | ||
Раствор дексаметазона 4 мг/мл. – 2 ампулы по 1 мл | ||
Дифенгидрами́н (димедрол) – 2 ампулы | Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы | |
Раствор кальция хлорида 100 мг/мл– 2 ампулы по 10 мл | ||
Раствор магния сульфата 250 мг/мл– 1 ампула по 10 мл | ||
Метамизол натрия (анальгин) – 2 ампулы | Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы | |
Раствор метопролола 5 мг/мл. – 2 ампулы по 5 мл | ||
Раствор налоксона 0,4 мг/мл. – 5 ампулы по 1 мл | ||
Нашатырный спирт | Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы | |
Раствор преднизолона 30 мг/мл. – 3 ампулы по 1 мл | ||
Суспензия ибупрофен (для детей) 100 мг/5 мл + мерный шприц | Имитация пустой флакончик | |
Транексамовая кислота (Транексам) – 4 ампулы по 250 мг | ||
Раствор урапидила 5 мг/мл. – 2 ампулы по 5 мл | ||
Раствор фуросемида 20 мг/2мл. – 5 ампул по 2 мл | ||
Раствор хлорпирамина 20 мг/мл. – 2 ампулы по 1 мл | ||
Цефтриаксон натрия, порошок – 4 флакона по 1 г. | Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой | |
Раствор гепарина 5000МЕ/мл – 2 флакона по 5 мл | ||
Табличка, прикрепленная к укладке с ЛС «Не забудьте запросить из сейфа дополнительный набор» | ||
В отдельной коробочке: | ||
Раствор диазепама 5 мг/мл - 2 ампулы по 2 мл | ||
Раствор атропина сульфат | ||
Раствор морфина | Имитация. Ампула с дистиллированной водой и наклейкой |
Учебно-методическое обеспечение программы
1.5 Нормативные документы для разработки программы
2 Положения, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
2.1. Учебно-тематический план программы
№ п/п | Наименование тем | Объем работы Обучающегося | Форма контроля | |||
Всего | Лекции | Практические | Тренинг | |||
Введение: Принципы безопасности медицинской помощи и симуляционного обучения | 1 | 1 | Тестирование | |||
Правовые аспекты оказания первой помощи медиками, а также экстренной медицинской помощи | 1 | 1 | Тестирование | |||
Актуализация базового реанимационного комплекса (БРК) | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Расширенный реанимационный комплекс (РРК) при остановке кровообращения | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Алгоритм осмотра пациента в критическом состоянии. Укладка для оказания экстренной медицинской помощи | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Особые состояния: Анафилаксия | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Острый коронарный синдром | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Бронхообструктивный синдром | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Острое нарушение мозгового кровообращения | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Отравления и др. | 2 | 1 | 1 | Участие в сценарии | ||
Итоговая аттестация по модулю | 1 | 1 | Тестирование | |||
Во время тренинга предусмотрены мини-лекции, отработки ситуаций и обсуждения (дебрифинги) по результату участия в симулированных сценариях и ситуациях из реальной клинической практики. Также программой предусмотрен поддерживающий курс, предполагающий повторное участие спустя 1-2 года. |
2.2 Фонд оценочных средств
Практические задания
В ходе оценки практических навыков, оцениваются следующие аспекты:
- Обеспечение безопасности
- Оценка признаков жизни
- Действие по алгоритму АБСДЕ
- Своевременное и верное обеспечение кислородотерапии
- Обеспечение правильно положения пациента
- Верное наложение электродов и интерпретация ЭКГ
- Правильный и своевременный вызов специалистов
- Правильное и своевременное использование лекарственных препаратов
- Верное проведение повторного обследования пациента
- Верное распределение ролей при работе в команде
- Верное использование коммуникаций
- Верно и своевременное подтверждение остановки кровообращения
- Раннее начало компрессий (каждый раз)
- Правильное и безопасное использование дефибрилляции
- Правильное обеспечение проходимости дыхательных путей
- Обеспечивать эффективность компрессий грудной клетки
Пример сценария
Вы переведены на новое место работы и в настоящий момент являетесь единственным врачом в организации. Пациенту внезапно стало плохо, и Вас позвали в процедурный кабинет, где на кушетке - находится пациент 45 лет (приблизительный вес 60 кг, рост 165 см). У пациента установлен венозный катетер в связи с проведением ему диагностической процедуры. На этаже есть укладка экстренной медицинской помощи.
Вариант с помощником (Остановка КО)
Медицинская сестра не может оказать Вам помощь, так как успокаивает родственника, сопровождающего пациента Вариант без помощника (без остановки КО)
Медицинская сестра – Ваш помощник. Медсестра только что приступила к работе, ничего про пациента не знает. Она будет выполнять по Вашему назначению манипуляции, входящие в еѐ компетенцию (пульсоксиметрия, оксигенотерапия, измерение АД, запись ЭКГ, глюкометрия, введение лекарственных препаратов перорально, в/м, в/в). Она не владеет навыками восстановления проходимости дыхательных путей.
Задание: Важно! Максимально озвучивайте свои действия, как если бы рядом с Вами находился коллега
Тестовые задания
Сердечно-легочную реанимацию на улице можно прекратить если:
Частота компрессий грудной клетки:
Следующее действие, если ясно, что пострадавший без сознания
Использовать АНД могут(может):
При анализе ритма необходимо:
При проведении искусственной вентиляции лёгких компрессии грудной клетки:
Если во время проведения ИВЛ грудная клетка не поднимается
У пострадавшего в безопасном положении процедуру оценки дыхания рекомендуется проводить
При проведении СЛР двумя спасателями они должны меняться
При проведении СЛР безопасность спасателя не увеличивает:
При проведении ИВЛ у незнакомого пострадавшего на улице
Перечислите ритмы, наблюдаемые при остановке кровообращения, которые
не подлежат дефибрилляции
Программа:
Тренинг 021 ЭМП Базовый курс - Основы оказания экстренной медицинской помощи (ОЭМ) - две встречи по - 4 часа
Тренинг 021 ЭМП Базовый курс - Основы оказания экстренной медицинской помощи (ОЭМ) - две встречи по - 4 часа