Вернуться к информации

1. Продвинутый курс "Профессиональный обмен информацией с пациентами" + - 3 дня

Образовательная программа

«НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обмена информацией с пациентом»

(продвинутый уровень)

Предназначена для подготовки

ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом

протокол № --, от «--» __________ 2020г.

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

Шубина Любовь Борисовна, Байматов Г.В.,Боттаев Н.А., Габитова Наталья Алексеевна, Горина Ксения Алексеевна, Грибков Д.М.,Давыдова Надежда Степановна, Дронов Иван Анатольевич, Дьяченко Елена Васильевна, Золотова Е.Н., Косцова Надежда Григорьевна, Крыхивская Кристина Михайловна, Крюкова Алла Геннадьевна, Макарочкин А.Г,, Мацукатова Б.О., Мусина И.К., Мухаметова Е.М., Садыков Валентин Фидаильевич, Самойленко Н.В., Седова М.В., Серкина А.В., Сонькина Анна Александровна, Старостина Лада Сергеевна, Теплякова О.В., Тигай Жанна Геннадьевна, Хохлов И.В., Шабалина Ольга Юрьевна, Шеховцов Виктор Петрович, Юдаева Юлия Александровна

1 Общие положения

В основу организации обучения положен модульный принцип

Практический курс предполагает обсуждение проблем формируемой модели оказания медицинской помощи и отработку простых навыков, позволяющих медицинскому работнику эффективно и более комфортно для себя выполнять свои профессиональные обязанности. Курс предполагает подключение к электронной образовательной среде. В основе международная модель медицинской консультации, известная во всем мире, как Калгари-Кембриджская, подробно о которой можно узнать в том числе при подключении к электронной образовательной среде. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей и студентов. Навыки, формируемые на данном курсе, включены в процедуру оценки в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации, а также на экзаменах "Московский врач" и "Московский стандарт медицинской сестры".

Занятия, как правило, проходят в режиме 1 раз в неделю по 3 часа.

Навыки профессионального общения в медицине – это навыки эффективной коммуникации при выполнении профессиональных обязанностей врачами и медицинскими сестрами.

Эффективная коммуникация – положительно воздействует на здоровье пациентов, повышает удовлетворённость, как медицинского работника, так и пациентов (и их родственников), а также способствует достижению профессиональных задач

В предлагаемой концепции используется пациент-ориентированная модель общения известная в мире как Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации, с информацией о которой можно ознакомится в источниках, приведённых, как список литературы, а также на сайте International Association for Communicationin Healthcare. Критическое значение навыков для исхода коммуникации подтверждается результатами многочисленных исследований и опросов мнения пациентов о качестве полученной медицинской помощи.

Наиболее эффективное освоение навыков общения проходит в формате практического обучения, подразумевающего возможность тренировки в виде тренинга симуляционного обучения. Тренировка навыков общения может быть реализована только при участии специально подготовленных тренеров симуляционного обучения, работающих в команде с симулированным пациентом.

Программа составлена на основе стандартов обучения International Association for Communicationin Healthcare, использован также зарубежный опыт составления и реализации аналогичных программ.

Результатом обучения должен стать единый уровень освоения стандарта общения с пациентами в Российской Федерации.

Навыки профессионального общения – это навыки, от которых зависит качество решений, стоящих перед медицинским работником профессиональных задач в любой ситуации общения с пациентом или родственником пациента. Для решения этой задачи создаются специальные сценарии.

Симулированный пациент (СП) – специально подготовленный ассистент, выполняющий в процессе тренировки навыков ряд важных задач, таких как ролевая игра, обратная связь и поддержка тренера (фасилитатора курса) в создании безопасной учебной атмосферы. Эффективная работа тренера навыков общения подразумевает совершенное владение не только теоретическим материалом (знанием о навыках и подкрепляющих их эмпирических доказательствах), но и сложной методологии преподавания, включающей ориентацию на запрос участников, модерирование ролевой игры и эффективную обратную связь, опирающуюся на результаты, которых хочет достичь участник, что возможно получить на специальных тренингах тренеров. Лица, успешно завершившие Тренинг тренеров, а также многократные стажировки, получают сертификат тренера от Российского общества симуляционного обучения и/или от International Association for Communicationin Healthcare.

2. Цель программы

Задача обучения по программе - подготовить медицинский персонал к пациент-ориентированному общению с целью установления и налаживания доверительных отношений с пациентом:

Уровень 2 – с целью проведения консультаций, обучения и ответов на вопросы пациента и сообщение ему неприятных (плохих) новостей

Совместно с уровнем 1 составляет (36 часов)

На каждую последующую программу обучения могут быть зачислены только успешно обучившиеся по предыдущей программе:

В ходе обучения каждый получит возможность приобрести опыт эффективной работы и грамотной коммуникации.

В обучение по программе входит изучение источников информации и выполнение заданий в электронном формате по принципу дистанционного обучения.

Участнику этого обучения необходимо иметь медицинское образование (среднее, неоконченное высшее, высшее)

3. Планируемые результаты освоения программы

ЗНАТЬ:

  • Навыки для каждого этапа медицинской консультации
  • Данные исследований, в области доказательных основ эффективного общения медицинских работников с пациентами

УМЕТЬ:

  • – собирать информацию от пациента
  • – работать с сопротивлением, конфликтом
  • – разъяснять медицинскую информацию
  • – сообщать неприятные известия с сочувствием

ВЛАДЕТЬ навыками

  • Сотрудничества (выстраивания отношений, работа с «трудными» пациентами)
  • Принятия
  • Эмпатии
  • Структурирования при опросе пациента
  • Слушания
  • Техники задавания вопросов
  • Обобщения
  • Уточнения

Основная информация представлена на портале электронного обучения

  • Сильверман Дж., С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. Сонькина А.А. – М.: ГРАНАТ, 2018. – 304 с.
  • Давыдова Н.С. Чернядьев С.А. Макарочкин А.Г. Дьяченко Е.В. Коммуникативные навыки врача как междисциплинарный сквозной образовательный модуль // Медицинское образование–2015: материалы VI общероссийской конференции с международным участием, 2-4 апреля 2015 г. Москва.
  • Давыдова Н.С., Макарочкин А.Г., Дьяченко Е.В., Черников И.Г., Новикова О.В. Первый опыт проведения аттестации по методике «стандартизированный пациент» // IV съезд РОСОМЕД-2015. М., 30.09-02.10.2015 г. [Электр. ресурс].
  • Давыдова Н.С., Бородулина Т.В., Дьяченко Е.В., Носкова М.В. Коммуникативные и практические навыки врача-педиатра в системе подготовки в Уральском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное образование. 2016. № 3. [Электр. ресурс].
  • Давыдова Н.С., Чернядьев С.А., Макарочкин А.Г., Теплякова О.В., Попов А.А., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Сонькина А.А., Серкина А.В., Боттаев Н.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Пилот по оценке медицинских работников владением навыками коммуникации с пациентами // Материалы VIII Международной конференции «Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине». 4-6 октября 2017 г. [Электр. ресурс]
  • Дьяченко Е.В. Добавила название статьи Коммуникативные компетенции врача: актуальность проблемы, принципы формирования в медицинском вузе, методика оценки / Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании / Вузовская педагогика: Материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Главный редактор: С.Ю. Никулина. 2015. С. 55-58.
  • Свистунов А.А. Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Сонькина А.А., Серкина А.В., Горина К.А. Навыки общения в медицине. Опыт и перспективы, необходимые России // Медицинское образование и профессиональное образование. 2016. № 3. [Электр. ресурс].
  • Серкина А.В. Представления студентов медицинского вуза о коммуникативных аспектах работы с пациентами. // Материалы VIII Международной конференции «Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине». 4-6 октября 2017 г. [Электр. ресурс]
  • Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107.
  • Теплякова О.В., Сарапулова А.В. Коммуникативные навыки студентов медицинского вуза: опыт наблюдения на кафедре поликлинической терапии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 1. С. 60-67.
  • Aper L., Veldhuijzen W., Dornan T., van de Ridder M., Koole S., Derese A., Reniers J., ‘‘Should I prioritize medical problem solving or attentive listening?’’: The dilemmas and challenges that medical students experience when learning to conduct consultations // Patient Education and Counseling 98 (2015)77–84.
  • Bombeke K., van Roosbroeck S., de Winter B., Debaene L., Schol S., van Hal G., van Royen P. Medical students trained in communication skills show a decline in patient-centred attitudes: an observational study comparing two cohorts during clinical clerkships // Patient education & counseling, 2011, v.84, №3, p.p. 310-318.
  • Cushing A.M. Learning patient-centred communication: The journey and the territory // Patient education & counseling, 2015, v.98, № 10, p.p. 1236-1242.
  • Hafferty F., Franks R. The hidden curriculum, ethics teaching, and the structure of medical education // Acad. Med. 1994;69:861–71.
  • Kurtz S., Silverman J., Draper J. Teaching and learning communication skills in medicine, CRC press, NY, 2013, p.369
  • Rosenbaum M.E., Axelson R. Curricular disconnects in learning communication skills: what and how students learn about communication during clinical clerkships // Patient education & counseling, 2013, v.91, №1, p.p. 85-90.
  • Silverman J. Teaching clinical communication: a mainstream activity or just a minority sport? // Patient Education and Counseling, 2009, volume 76, issue 3, p. 361-367.
  • Skills for Communicating with patients («Навыкидляобщенияспациентами»), J. Silverman, J. Draper & S. Kurz, Oxford University Press, 3 ed. – 2013.
  • Smith S., Hanson J.L., Tewksbury L.R., Christy C., Talib N.J., Harris M.A., Beck G.L., Wolf F.M. Teaching patient communication skills to medical students: a review of randomized controlled trials // Eval. Health Prof. 2007 Mar; 30(1):3-21.


4. Содержание

... (Уровень 1)

Раздел 7. История вопроса

Раздел 8. Результаты исследований в области изучения коммуникаций с пациентами

Сведения о наиболее распространенном в Европе алгоритме клинического общения - Калгари-Кэмбриджской модели медицинской консультации, научные доказательства, лежащие в ее основе, принципы эффективного общения, таких как пациент-центрированность, сотрудничество, принятие и эмпатия. Роль общения в клинической практике.

Раздел 9. Как слушать задумчиво

Раздел 10. Как ответить с сочувствием

Раздел 11. Как дозировать информацию

Раздел 12. Зачем пациенту понимание

Сообщение «плохих новостей»

Раздел 13. Обучение пациента

Разъяснение пациенту плана лечения


Структура программы представлена теоретической и практической частями. Во время тренинга предусмотрены мини-лекции, отработки ситуаций и обсуждения (дебрифинги) по результату участия в симулированных сценариях и ситуациях из реальной клинической практики. Также программой предусмотрен поддерживающий курс, предполагающий повторное участие спустя 1-2 года.

Фонд оценочных средств

Практические задания

В ходе оценки практических навыков, оцениваются следующие аспекты:

- правильное установление контакта: приветствие, самопрезентация, забота о комфорте пациента и его согласии)

- Правильная идентификация пациента

- Правильное применение открытых и закрытых вопросов

- Правильное выявление проблемы пациента

- Правильное предложение поддержки и способов решения проблемы

- Правильное и своевременное использование приемов слушания, обобщения, уточнения

- Использование приёмов проверки понимания, учета позиции пациента

- Проявление эмпатии

- Правильное предложение для совместного принятия решений

- Предприятие попыток по выстраиванию отношений

- Достижение результатов коммуникации

Рубрики Тестовых заданий

Клиническое управление

Понимание естественной истории общих проблем

Понимание особенностей здоровых людей

Изменение вариантов управления в зависимости от обстоятельств, приоритетов и предпочтений вовлеченных лиц

Ответственное отношение и координация помощи с другими специалистами

Результаты исследований (доказательная база)

Программа:

Тренинг 012 Продвинутый курс обмена информацией - 3 часа

Тренинг 012 Продвинутый курс обмена информацией - 3 часа

Тренинг 012 Продвинутый курс обмена информацией - 3 часа