Вернуться к информации

200. Оказание медицинской помощи в экстренной форме (базовый + продвинутый курс) - 2 дня

Образовательная программа

«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕННОЙ ФОРМЕ»

(Базовый и продвинутый уровень - 36 часов)

Предназначена для подготовки

ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом

протокол № _, от «__» ______ 2020г.

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

Шубина Любовь Борисовна, Авдеев Ю.В., Андреенко А.А., Байматов Г.В., Бородина М.А., Буланова Е.Л., Буров А.И., Гнездилов В.Н., Гофман А.М., Грибков Д.М., Гулиев Э.А., Дежурный Л.И., Долгина И.И., Дронов И.А., Зарипова З.А., Золотова Е.Н., Колодкин А.А., Косцова Н.Г., Крюкова А.Г., Кузовлев А.Н., Лабазанова Д.Н., Лабзина М.В., Леонтьев А.В., Мухаметова Е.М., Неудахин Г.В., Попов О.Ю., Рипп Е.Г., Рядинская Е.А., Солошенков П.П., Старостина Л.С., Тогоев О.О., Трасковецкая И.Г., Ходус С.В., Холопцева Е.М., Хохлов И.В., Царенко О.И., Чурсин А.А., Шеховцов В.П., Щербакова Л.Н., Юдаева Ю.А. ....

1 Общие положения

В основу организации обучения положен модульный принцип.

Практикориентированный курс предполагает подключение к электронной образовательной среде для изучения международных алгоритмов, позволяющих медицинскому работнику эффективно отработать действия, в случае внезапного ухудшения состояния здоровья пациентов. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей. Навыки, формируемые на данном курсе, включены в процедуру оценки в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации, а также на экзаменах "Московский врач" и "Московский стандарт медицинской сестры".

Успешное завершение учебного курса позволит участникам набирать баллы в системе НМО по своей основной специальности, в количестве соответствующем продолжительности обучения.

1.1 Цель программы

Программа рассчитана на обучение медицинских работников (врачей и медицинских сестер всех специальностей и должностей), результатом обучения должен стать единый уровень освоения стандарта действий по действиям медицинского персонала в ситуации обнаружения пациента в жизнеугрожающем состоянии. Рекомендовано каждый год повторять обучение на данном курсе.

Обучение направлено на готовность медицинского персонала слажено действовать по алгоритму в жизнеугрожающих ситуациях у пациентов, с целью повысить качество жизни пациента после оказания медицинской помощи в экстренной форме (36 часов)

После обучения на данной программе возможна подготовка на тренинге тренеровс целью готовности к обеспечению подготовки медицинского персонала к оказанию медицинской помощи в экстренной форме (54 часа)

1.2 Планируемые результаты освоения программы

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

  • Эффективно проводить компрессии грудной клетки и искусственное дыхание.
  • Придавать устойчивое боковое положение
  • Оказывать помощь поперхнувшемуся
  • Пользоваться лицевой маской, дыхательным мешком, осуществлять кислородотерапию при внезапной остановке кровообращения (ВОК)
  • Обеспечивать введение показанных при остановке кровообращения лекарственных средств
  • Пользоваться ороофарингеальным воздуховодом, (Назофарингеальным воздуховодом), Надгортанными устройствами: - маской (ларингеальной) suprim fasttrack, i-gel, - гортанной трубкой, а также: Ларингоскопом, выбирать клинки, Интубационными трубками, портативным аспиратором, Капнографом
  • Проводить осмотр пациента в сознании при признаках ухудшения состояния здоровья
  • Обеспечить квалифицированную помощь при следующих состояниях, угрожающих жизни: затруднённое дыхание (в том числе анафилаксия), острый коронарный синдром, обморочное состояние и др.
  • Обеспечивать мониторинг пациента, учитывая возрастные особенности, с помощью измерения артериального давления, пульсоксиметрии, электрокардиографии, глюкометрии.
  • Подтвердить наличие асистолии (смерти)
  • Эффективно работать в команде.

ВЛАДЕТЬ:

  • функцией лидерства в ситуации кризиса
  • особенностями базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) в зависимости от возраста пациента
  • особенностями расширенного реанимационного комплекса (РРК) в зависимости от возраста пациента


1.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение

Материально-технические условия реализации программы

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятия

Наименование оборудования, программного обеспечения

Аудитория

Лекции

Практические занятия

Магнитно-маркерная доска передвижная

Мультимедийный комплекс

Экран настенный

Стол ученический 6-ая группа роста

Стул аудиторный 6-ая группа роста

Доска комбинированная трехэлементная

Вешалка напольная металлическая

Компьютерный класс

Лекции

Практические занятия

Круглый стол

Магнитно-маркерная доска передвижная

Мультимедийный комплекс

Экран настенный

Без дисковая рабочая станция (тип 1, терминальная рабочая станция, терминал)

Компьютеры в составе: системный блок, монитор, источник бесперебойного питания

Стол компьютерный с выдвижной полкой для клавиатуры и с полкой под системный блок

Стол ученический 6-ая группа роста

Стул аудиторный 6-ая группа роста

Вешалка напольная металлическая

Симуляционные классы

Учебные игры

Практические занятия

Имитационная укладка для оказания ЭМП (см. Таблица 1)

Манекен взрослого пациента для обучения СЛР Кожный антисептик в пульверизаторе (из расчёта 3 спрей-порции (10 мл) – на одну попытку

Салфетки для высушивания антисептика после его экспозиции (из расчета 1 шт. на одну попытку).

Напольный коврик.

Ученый АНД.

Сменные электроды для АНД

Запас батареек (если тренажер и/или АНД предусматривает их использование).

Кушетка (или функциональная кровать) с поднимающимся изголовьем

Манекен с возможностями имитации различных показателей

Часы настенные с секундной стрелкой.

Дополнительная пустая тележка или столик манипуляционный

Дополнительно: средства для обеспечения проходимости дыхательных путей

Учебные плакаты ЕRC

Набор пленок ЭКГ, в соответствии со сценариями

Таблица 1

Инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи

№ п/п

Перечень оборудования и лекарственных средств

Примечание

Лицевая маска для дыхательного мешка и насадкой для проведения ИВЛ изо рта ко рту + детские размеры для детских медицинских организаций

Источник кислорода

Имитация (баллон или панель)

Лицевая маска кислородная с резервуаром + детские размеры для детских медицинских организаций

Дыхательный мешок с резервуаром + детские размеры для детских медицинских организаций

Пульсоксиметр (оксиметр пульсовой)

Достаточно имитации, если не используется робот

Аспиратор (отсасыватель) медицинский

Комплект катетеров для санации

Орофарингеальный воздуховод (№ 3 и №4 + детские размеры для детских медицинских организаций)

Фонендоскоп

Тонометр для измерения артериального давления + детские размеры для детских организаций

Достаточно имитации

Электрокардиограф (если дефибриллятор не имеет функции монитора)

Достаточно имитации, если не используется робот

Дефибриллятор и гель для электродов

Достаточно имитации

Помощник реаниматора

Достаточно имитации

Фонарик-ручка

Шпатель в одноразовой упаковке

Бутылка питьевой воды без газа

Достаточной пустой пластиковой бутылки 0,33

Пластиковый одноразовый стаканчик

Термометр инфракрасный

Достаточно имитации

Экспресс-анализатор глюкозы

Достаточно имитации

Штатив для длительных инфузионных вливаний

Достаточно наличия стационарного

Ингалятор аэрозольный компрессорный (небулайзер) портативный

Смотровые перчатки

Спиртовые салфетки

Венозный жгут

Шприц 2 мл с иглой 0,1-0,25 мм - 2 шт

В реальной укладке количество может быть увеличено

Шприц 10 мл с иглой 0,25-0,6 мм - 2 шт

Шприц 20 мл с иглой 0,4-0,8 мм - 2 шт

Периферический венозный катетер (ПВК) 14, 18, 20, 22 G + детские размеры для детских организаций

Система для внутривенных инфузий

Пластырь для ПВК

Бинт нестерильный

Желтый непрокалываемый контейнер с крышкой для отходов класса Б

Пакет для отходов А

Укладка Анти-ВИЧ

Достаточно имитации в виде фото укладки

Набор для забора крови

Имитация

Маска медицинская

Экран защитный для глаз

Лекарственные средства

Смазывающее вещество (лубрикант)

Имитация банки из-под вазелина (стерильно)

Раствор натрия хлорида 0,9% флакон по 500 мл

Имитация. Пустой пластиковый флакон. В реальной укладке количество может быть увеличено

Раствор декстрозы 5% флакон 200 мл

Имитация. Пустой пластиковый флакон

Раствор декстрозы 10% флакон 400 мл

Имитация. Пустой пластиковый флакон

0,1% раствор эпинефрина 5 ампул по 1 мл

Имитация. Флакон с резиновой крышкой и наклейкой с дистилл. водой (или ампулы)

Раствор амиодарона 50 мг/мл 6 ампул по 3 мл

Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой с дистилл. водой (или ампулы)

Гидрокортизон (лиофилизат) – 100 мг – 2 флакона

Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой

Имитация. Пустой блистер с наклейкой фото

Таблетки ацетилсалициловой кислоты 100 мг – 10 табл

Таблетки клопидогреля 75 мг – 14табл

Таблетки каптоприла 25 мг – 10 табл

Имитация. Пустой баллончик с наклейкой фото

Спрей изосорбида динитрат

Сальбутамол аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/дозаили Сальбутамол, раствор для ингаляций 2,5 мг - 10 небул

Имитация. Пустые контейнеры с наклейкой фото

Будесонид суспензия для ингаляций 250 мкг, – 4 контейнера

Ипратропия бромид, раствор для ингаляций 500 мкгФлакон 20 мл с капельницей

Или Ипратропия бромид+фенотерол раствор для ингаляций 500 мкг + 250 мкг/1 мл. Флакон 20 мл с капельницей.

Имитация. Несколько стеклянных ампул с дистиллированной водой + на стене список всех, представленных в данной таблице лекарственных средств в алфавитном порядке

Раствор аденозина 10 мг/1 мл – 4 ампулы 1 мл

Раствор аминофиллина 240 мг/мл– 2 ампулы по 10 мл

Раствор 40% декстрозы – 10 ампул по 10 мл

Раствор дексаметазона 4 мг/мл. – 2 ампулы по 1 мл

Дифенгидрами́н (димедрол) – 2 ампулы

Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы

Раствор кальция хлорида 100 мг/мл– 2 ампулы по 10 мл

Раствор магния сульфата 250 мг/мл– 1 ампула по 10 мл

Метамизол натрия (анальгин) – 2 ампулы

Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы

Раствор метопролола 5 мг/мл. – 2 ампулы по 5 мл

Раствор налоксона 0,4 мг/мл. – 5 ампулы по 1 мл

Нашатырный спирт

Необязателен для реальной укладки амбулаторной службы

Раствор преднизолона 30 мг/мл. – 3 ампулы по 1 мл

Суспензия ибупрофен (для детей) 100 мг/5 мл + мерный шприц

Имитация пустой флакончик

Транексамовая кислота (Транексам) – 4 ампулы по 250 мг

Раствор урапидила 5 мг/мл. – 2 ампулы по 5 мл

Раствор фуросемида 20 мг/2мл. – 5 ампул по 2 мл

Раствор хлорпирамина 20 мг/мл. – 2 ампулы по 1 мл

Цефтриаксон натрия, порошок – 4 флакона по 1 г.

Имитация. Пустой флакон с резиновой крышкой и наклейкой

Раствор гепарина 5000МЕ/мл – 2 флакона по 5 мл

Табличка, прикрепленная к укладке с ЛС

«Не забудьте запросить из сейфа дополнительный набор»

В отдельной коробочке:

Раствор диазепама 5 мг/мл - 2 ампулы по 2 мл

Раствор атропина сульфат

Раствор морфина

Имитация. Ампула с дистиллированной водой и наклейкой

Учебно-методическое обеспечение программы

1.5 Нормативные документы для разработки программы

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 № 768н Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья
  • Паспорта экзаменационных станций первичной и первичной специализированной аккредитации Режим доступа: fmza/ru
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 г. N 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» п. 3.13.5
  • Приказ Минздрава России от 22.01.2016 N 36н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи»
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 918н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» с изменениями и дополнениями от 14 апреля 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Регистрационный N 26483. − URL:http://base.garant.ru/70299174/
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 июля 2015 г. N 404ан «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при остром инфаркте миокарда (с подъемом сегмента ST электрокардиограммы)» Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2015 г. Регистрационный N 38092. − URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71143906:0
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 июля 2016 г. N 456н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме без подъема сегмента ST» - URL:http://ivo.garant.ru/#/document/71447298:0
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1445н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при шоке» – URL:http://ivo.garant.ru/#/document/70321038:0
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» − URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12162210/paragraph/1:0
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 июля 2016 г. № 455н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при кардиогенном шоке». − URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71348356/#review
  • Диагностика и лечение нарушение ритма и проводимости. Клинические рекомендации.Разработаны экспертами Общества специалистов по неотложной кардиологии. Кардиологический вестник - 2014; 2 – 52 с.
  • Клинические рекомендации «Диагностика и лечение больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы» (2013) http://www.vcmk.ru/docs/prof_com/ost_koronarn_sindrom.pdf
  • Национальные рекомендации по определению риска и профилактике внезапной сердечной смерти. Разработаны экспертами Российского научного медицинского общества терапевтов, общества специалистов по сердечной недостаточности и Евразийского аритмологического общества. Клиническая практика - 2012; 4 – 77 с.
  • Рекомендации Европейского общества кардиологов (ЕОК) по диагностике и лечению острой и хронической сердечной недостаточности. Российский кардиологический журнал - 2012; 4 (102), приложение 3. – 68 с.
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.07.2016 № 471н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при сомнолентности, ступоре, неуточненной коме» − URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71346212/

2 Положения, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

2.1. Учебно-тематический план программы

п/п

Наименование тем

Объем работы Обучающегося

Форма контроля

Всего

Лекции

Практические
задания

Тренинг

Введение: Принципы безопасности медицинской помощи и симуляционного обучения

1

1

Тестирование

Правовые аспекты оказания первой помощи медиками, а также экстренной медицинской помощи

1

1

Тестирование

Актуализация базового реанимационного комплекса (БРК)

2

1

1

Участие в сценарии

Расширенный реанимационный комплекс (РРК) при остановке кровообращения

2

1

1

Участие в сценарии

Алгоритм осмотра пациента в критическом состоянии. Укладка для оказания экстренной медицинской помощи

2

1

1

Участие в сценарии

Особые состояния:

Анафилаксия

2

1

1

Участие в сценарии

Острый коронарный синдром

2

1

1

Участие в сценарии

Бронхообструктивный синдром

2

1

1

Участие в сценарии

Острое нарушение мозгового кровообращения

2

1

1

Участие в сценарии

Отравления и др.

2

1

1

Участие в сценарии

Итоговая аттестация по модулю

1

1


Тестирование

Инструментальное обеспечение проходимости дыхательных путей

2

1

1

Участие в сценарии

Профилактика остановки кровообращения (4 Г; 4Т)

2

2

Тестирование

Постреанимационное лечение

2

1

1

Участие в сценарии

Анализ электрокардиограммы в экстренной ситуации

2

1

1

Участие в сценарии

Командное взаимодействие

2

1

1

Участие в сценарии

Отработка сценариев

7

2

3,5

Участие в сценарии

Экзамен1

1

0,5

Сценарий+ тестирование

ИТОГО

36

20

16

Структура программы представлена теоретической и практической частями. Во время тренинга предусмотрены мини-лекции, отработки ситуаций и обсуждения (дебрифинги) по результату участия в симулированных сценариях и ситуациях из реальной клинической практики. Также программой предусмотрен поддерживающий курс, предполагающий повторное участие спустя 1-2 года.

Продвинутый курс может в себя включать:

Проектную деятельность

1) В качестве учебной деятельности специалисты, проходящие обучение на продвинутом курсе (36 часов) разрабатывают проект-презентации для медицинских работников своей службы по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной форме.

2) В качестве аттестационной работы предлагается разработать кейсы и/или тестовые задания.

Кейс для разбора (раз-игрывания) рабочей ситуаций по оказанию ЭМП (Таблица)

Параметр

Данные пациента

Возможные варианты оказания медицинской помощи (по алгоритму)

Условия обнаружении пациента в нижеизложенном состоянии

-

Пол, возраст пациента

Не требуется

Фото (образ пациента)

-

Сатурация (SPO2)

ЧДД в мин.

Сознание

Ротоглотка (при осмотре)

Аускультативная картина в легких

ЧСС, лучевые, сонные, бедренные артерии, уд/мин

Артериальное давление, мм рт ст

Положение трахеи и состояние вен шеи

Сердечные тоны

ЭКГ (пленка + описание)

Капиллярное наполнение (симптом белого пятна исчезает через ____ сек)

Глаза (зрачки)

Речь

Цианоз

Состояние кожных покровов

Мышечный тонус

Уровень глюкозы в крови

Наличие ранений и других повреждений

Данные при пальпации живота и ректальном обследовании

Дополнительные данные (при необходимости)

Диагноз

От трех до пяти тестовых заданий (с ответами) для данного курса по следующим требованиям:

1) Каждое тестовое задание должно быть отнесено к одному из разделов программы курса (1. Оценка при оказании первой помощи; 2. Оценка при расширенной реанимации; 3. Оценка по алгоритму АВСДЕ 4. Лечение остановки кровообращения; 5. Лечение жизнеугрожающих состояний; 6. Безопасность и командная работа; 7 Алгоритмы)

2) Задание должно быть актуальным и правильный ответ должен быть правильным

3) Вопросная часть в утвердительной форме (не содержать вопрос или повелительное задание)

4) Другие варианты ответа, которые не верные (дистракторы) не должны быть явно из другой «оперы» или, если правильный вариант только один, не должны быть тоже правильными. Или не должно быть всех правильных ответов

5) Не должно быть вопроса «Выберите всё, кроме» и не должно быть вопроса с использованием отрицательной частицы «Не»

6) Не должно быть ответов типа верно по коду «правильный ответ в п. 1 и 3» или «верно всё выше перечисленное»

7) Рекомендовано использовать любую из пяти форм тестовых заданий (перечислены в порядке популярности):

- с выбором только одного варианта ответа

- с выбором нескольких вариантов ответов

- на правильную последовательность

- на соответствие

- открытый вопрос (дополните фразу..)

Экспертный курс предполагает ведение курса совместно с основными тренерами с частичным проведением отдельных фрагментов курса. По результатам которого участник получает обратную связь от основного тренера и куратора курса.

2.2 Фонд оценочных средств

Практические задания

В ходе оценки практических навыков, оцениваются следующие аспекты:

- Обеспечение безопасности

- Оценка признаков жизни

- Действие по алгоритму АБСДЕ

- Своевременное и верное обеспечение кислородотерапии

- Обеспечение правильно положения пациента

- Верное наложение электродов и интерпретация ЭКГ

- Правильный и своевременный вызов специалистов

- Правильное и своевременное использование лекарственных препаратов

- Верное проведение повторного обследования пациента

- Верное распределение ролей при работе в команде

- Верное использование коммуникаций

- Верно и своевременное подтверждение остановки кровообращения

- Раннее начало компрессий (каждый раз)

- Правильное и безопасное использование дефибрилляции

- Правильное обеспечение проходимости дыхательных путей

- Обеспечивать эффективность компрессий грудной клетки

Пример сценария

Вы переведены на новое место работы и в настоящий момент являетесь единственным врачом в организации. Пациенту внезапно стало плохо, и Вас позвали в процедурный кабинет, где на кушетке - находится пациент 45 лет (приблизительный вес 60 кг, рост 165 см). У пациента установлен венозный катетер в связи с проведением ему диагностической процедуры. На этаже есть укладка экстренной медицинской помощи.

Вариант с помощником (Остановка КО)

Медицинская сестра не может оказать Вам помощь, так как успокаивает родственника, сопровождающего пациента Вариант без помощника (без остановки КО)

Медицинская сестра – Ваш помощник. Медсестра только что приступила к работе, ничего про пациента не знает. Она будет выполнять по Вашему назначению манипуляции, входящие в еѐ компетенцию (пульсоксиметрия, оксигенотерапия, измерение АД, запись ЭКГ, глюкометрия, введение лекарственных препаратов перорально, в/м, в/в). Она не владеет навыками восстановления проходимости дыхательных путей.

Задание: Важно! Максимально озвучивайте свои действия, как если бы рядом с Вами находился коллега

Тестовые задания

Сердечно-легочную реанимацию на улице можно прекратить если:

Частота компрессий грудной клетки:

Следующее действие, если ясно, что пострадавший без сознания

Использовать АНД могут(может):

При анализе ритма необходимо:

При проведении искусственной вентиляции лёгких компрессии грудной клетки:

Если во время проведения ИВЛ грудная клетка не поднимается

У пострадавшего в безопасном положении процедуру оценки дыхания рекомендуется проводить

При проведении СЛР двумя спасателями они должны меняться

При проведении СЛР безопасность спасателя не увеличивает:

При проведении ИВЛ у незнакомого пострадавшего на улице

Перечислите ритмы, наблюдаемые при остановке кровообращения, которые
не подлежат дефибрилляции


Программа:

Тренинг 021 ЭМП Базовый курс - Основы оказания экстренной медицинской помощи (ОЭМ) - две встречи по - 4 часа

Тренинг 021 ЭМП Базовый курс - Основы оказания экстренной медицинской помощи (ОЭМ) - две встречи по - 4 часа

Тренинг 022 Продвинутый курс - Экстренная медицина жизнеугрожающих ситуаций (ЭМЖС) - занятия по - 4 часа

Тренинг 022 Продвинутый курс - Экстренная медицина жизнеугрожающих ситуаций (ЭМЖС) - занятия по - 4 часа