Образовательная программа
«НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обмена информацией с пациентом»
(базовый уровень)
Предназначена для подготовки
ВРАЧЕЙ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом
протокол № --, от «--» __________ 2020г.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
Шубина Любовь Борисовна, Байматов Г.В.,Боттаев Н.А.,Габитова Наталья Алексеевна, Горина Ксения Алексеевна, Грибков Д.М.,Давыдова Надежда Степановна, Дронов Иван Анатольевич, Дьяченко Елена Васильевна, Золотова Е.Н., Косцова Надежда Григорьевна, Крыхивская Кристина Михайловна, Крюкова Алла Геннадьевна, Макарочкин А.Г,, Мацукатова Б.О., Мусина И.К., Мухаметова Е.М., Садыков Валентин Фидаильевич, Самойленко Н.В., Седова М.В., Серкина А.В., Сонькина Анна Александровна, Старостина Лада Сергеевна, Теплякова О.В., Тигай Жанна Геннадьевна, Хохлов И.В., Шабалина Ольга Юрьевна, Шеховцов Виктор Петрович, Юдаева Юлия Александровна
1 Общие положения
В основу организации обучения положен модульный принцип
Практический курс предполагает обсуждение проблем формируемой модели оказания медицинской помощи и отработку простых навыков, позволяющих медицинскому работнику эффективно и более комфортно для себя выполнять свои профессиональные обязанности. Курс предполагает подключение к электронной образовательной среде. В основе международная модель медицинской консультации, известная во всем мире, как Калгари-Кембриджская, подробно о которой можно узнать в том числе при подключении к электронной образовательной среде. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей и студентов. Навыки, формируемые на данном курсе, включены в процедуру оценки в ходе первичной и первичной специализированной аккредитации, а также на экзаменах "Московский врач" и "Московский стандарт медицинской сестры".
Занятия, как правило, проходят в режиме 1 раз в неделю по 3 часа.
Навыки профессионального общения в медицине – это навыки эффективной коммуникации при выполнении профессиональных обязанностей врачами и медицинскими сестрами.
Эффективная коммуникация – положительно воздействует на здоровье пациентов, повышает удовлетворённость, как медицинского работника, так и пациентов (и их родственников), а также способствует достижению профессиональных задач
В предлагаемой концепции используется пациент-ориентированная модель общения известная в мире как Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации, с информацией о которой можно ознакомится в источниках, приведённых, как список литературы, а также на сайте International Association for Communicationin Healthcare. Критическое значение навыков для исхода коммуникации подтверждается результатами многочисленных исследований и опросов мнения пациентов о качестве полученной медицинской помощи.
Наиболее эффективное освоение навыков общения проходит в формате практического обучения, подразумевающего возможность тренировки в виде тренинга симуляционного обучения. Тренировка навыков общения может быть реализована только при участии специально подготовленных тренеров симуляционного обучения, работающих в команде с симулированным пациентом.
Программа составлена на основе стандартов обучения International Association for Communicationin Healthcare, использован также зарубежный опыт составления и реализации аналогичных программ.
Результатом обучения должен стать единый уровень освоения стандарта общения с пациентами в Российской Федерации.
Навыки профессионального общения – это навыки, от которых зависит качество решений, стоящих перед медицинским работником профессиональных задач в любой ситуации общения с пациентом или родственником пациента. Для решения этой задачи создаются специальные сценарии.
Симулированный пациент (СП) – специально подготовленный ассистент, выполняющий в процессе тренировки навыков ряд важных задач, таких как ролевая игра, обратная связь и поддержка тренера (фасилитатора курса) в создании безопасной учебной атмосферы. Эффективная работа тренера навыков общения подразумевает совершенное владение не только теоретическим материалом (знанием о навыках и подкрепляющих их эмпирических доказательствах), но и сложной методологии преподавания, включающей ориентацию на запрос участников, модерирование ролевой игры и эффективную обратную связь, опирающуюся на результаты, которых хочет достичь участник, что возможно получить на специальных тренингах тренеров. Лица, успешно завершившие Тренинг тренеров, а также многократные стажировки, получают сертификат тренера от Российского общества симуляционного обучения и/или от International Association for Communicationin Healthcare.
2. Цель программы
Задача обучения по программе - подготовить медицинский персонал к пациент-ориентированному общению с целью установления и налаживания доверительных отношений с пациентом:
Уровень 1 - с целью проведение консультаций, работы с «трудным» пациентом и расспроса пациента, необходимого для выявления его проблем, сбора анамнеза жизни и болезней, жалоб (18 часов)
В ходе обучения каждый получит возможность приобрести опыт эффективной работы и грамотной коммуникации.
В обучение по программе входит изучение источников информации и выполнение заданий в электронном формате по принципу дистанционного обучения.
Участнику этого обучения необходимо иметь медицинское образование (среднее, неоконченное высшее, высшее)
3. Планируемые результаты освоения программы
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ навыками
Основная информация представлена на портале электронного обучения
4. Содержание
Раздел 1. Введение. Принципы тренинга с симулированным пациентом
Отработка конкретных приёмов пациент-ориентированного общения при оказании медицинской помощи
Раздел 2. Модель пациенториентированного общения в здравоохранении
Калгари-кембриджская модель медицинской консультации (наиболее широко используемая во всем мире модель при обучении врачей навыкам общения).
Раздел 3. Как установить контакт
Выстраивание партнерских отношений с пациентом
Раздел 4. Как выявить проблемы
Профилактика и разрешение конфликтов
Раздел 5. Зачем обсуждать повестку дня
Эффективное использование времени в ходе консультации
Раздел 6. Как выявлять точку зрения пациента
Получение полной информации от пациента, необходимой для правильной постановки диагноза
Во время тренинга предусмотрены мини-лекции, отработки ситуаций и обсуждения (дебрифинги) по результату участия в симулированных сценариях и ситуациях из реальной клинической практики. Также программой предусмотрен поддерживающий курс, предполагающий повторное участие спустя 1-2 года.
Фонд оценочных средств
Практические задания
В ходе оценки практических навыков, оцениваются следующие аспекты:
- правильное установление контакта: приветствие, самопрезентация, забота о комфорте пациента и его согласии)
- Правильная идентификация пациента
- Правильное применение открытых и закрытых вопросов
- Правильное выявление проблемы пациента
- Правильное предложение поддержки и способов решения проблемы
- Правильное и своевременное использование приемов слушания, обобщения, уточнения
- Использование приёмов проверки понимания, учета позиции пациента
- Проявление эмпатии
Рубрики Тестовых заданий
Клиническое управление
Понимание естественной истории общих проблем
Понимание особенностей здоровых людей
Результаты исследований (доказательная база)
Программа:
Тренинг 011 Общ.с пац. Базовые навыки профессионального обмена информацией с пациентом - 3 часа
Тренинг 011 Общ.с пац. Базовые навыки профессионального обмена информацией с пациентом - 3 часа
Тренинг 011 Общ.с пац. Базовые навыки профессионального обмена информацией с пациентом - 3 часа