Образовательная программа
«ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗАПИСЕЙ ПО МКБ»
Предназначена для подготовки специалистов в области:
- ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
- СТАТИСТИКИ
Москва 2019
Данные об утверждении образовательной программы:
Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»
протокол № 3, от «06» июня 2019г.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
Аксенова Елена Ивановна
Ходырева Любовь Алексеевна
Бударин Сергей Сергеевич
Виноградова Ольга Юрьевна
Власенко Александр Владимирович
Годков Михаил Андреевич
Дударева Анна Анатольевна
Латыпова Мунира Фадисовна
Лебедева Анна Валерьяновна
Черкасов Сергей Николаевич
Морозов Сергей Павлович
Ойноткинова Ольга Шонкоровна
Петряйкина Елена Ефимовна
Тимонин Сергей Андреевич
Трофимова Елена Викторовна
Турзин Петр Степанович
Цибин Александр Николаевич
Камынина Наталья Николаевна
Шубина Любовь Борисовна
Вайсман Давид Шуневич
1 Общие положения
В основу организации обучения положен модульный принцип, адаптированный к условиям обучения организаторов здравоохранения на разном уровне.
Программа рекомендована для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре 31.08.71, как составная часть раздела «Общественное здоровье и здравоохранение», а также для дополнительного профессионального обучения специалистов:
- по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
- по другим профильным специальностям здравоохранения
- по специальности «Медицинская кибернетика»
- по специальности «Управление сестринской деятельностью»
- по специальности «Медицинская статистика» и другим профильным специальностям среднего звена
- по специальности «Статистика» программ подготовки лиц с высшим и средним образованием
Практикориентированный курс предполагает подключение к электронной образовательной среде для изучения международных и отечественных требований кодирования медицинских записей в соответствии с МКБ. Дополнительно на практических занятиях разбираются примеры в области кодирования медицинской информации. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей, а также лиц без медицинского образования, участвующих в обеспечении работы по ведению статистического и иного учета деятельности медицинских организаций.
Для получения путевки для обучения за счет бюджета города Москвы, необходимо иметь визу на заявлении от работодателя, а для обучения по программе для экспертов 1-го и 2-го уровня (36 и более часов) - иметь назначение приказом руководителя медицинской организации, быть ответственным за качество кодирования медицинских записей в соответствии с МКБ (Международный классификатор болезней).
Успешное завершение учебного курса позволяет участникам набрать баллы в системе НМО (непрерывного профессионального образования) по своей основной специальности (в т.ч. по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье) в количестве, соответствующем продолжительности обучения.
1.1 Цель программы
Обучение направлено на освоение систематизированной регистрации, кодирования, анализа, сравнения и интерпретации данных о заболеваемости и смертности, полученных в разных странах или регионах и в разное время, в соответствии с МКБ.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Обучающийся в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Уровень 1
Уметь правильно формулировать диагнозы в первичной медицинской документации.
Уровень 2
Уметь кодировать диагнозы в статистике заболеваемости и смертности.
Уметь выбирать первоначальную причину смерти в статистике смертности.
Уровень 3
Уметь анализировать показатели заболеваемости и смертности.
В) Обучающийся должен обладать знаниями и умениями в следующих областях:
1. Знать:
действующую международную классификацию болезней;
правила кодирования и выбора первоначальной причины смерти.
2. Уметь:
оформлять формы первичных учетных статистических документов, использовать инструкции по их заполнению;
использовать действующую международную классификацию болезней.
3. Владеть:
правилами заполнения форм первичных учетных статистических документов;
правилами кодирования по действующей международной классификации болезней;
правилами выбора первоначальной причины смерти.
Перечень практических навыков:
правильное оформление и анализ первичной медицинской документации;
кодирование и выбор первоначальной причины смерти.
По результатам обучения специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью должен быть готов работать на должностях: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника); руководитель структурного подразделения (медицинской статистики, организационно-методического); врач-методист; врач- статистик, врач-специалист, назначенный ответственным за кодирование в медицинской организации.
По результатам обучения специалист по управлению сестринской деятельностью должен быть готов работать на должностях: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника); руководитель структурного подразделения (медицинской статистики, организационно-методического); врач-методист; врач- статистик.
По результатам обучения специалист со средним медицинским образованием должен быть готов работать на должностях: медицинский статистик.
По результатам обучения специалист с высшим и средним (не медицинским) образованием должен быть готов работать на должностях: руководителя финансово-экономических, административных и научно-технических подразделений (служб), заместителя руководителя, статистика, программиста, инженера, экономиста, регистратора, оператора ввода статистической информации, менеджера по качеству медицинской организации, при наличии соответствующего основного профессионального образования.
1.3 Трудоемкость и срок освоения программы
Программа составлена по модульному принципу и состоит из следующих модулей:
- Базовый курс – 18 часов |
- Продвинутый курс – 18 часов |
- Экспертный курс – 18 часов |
Для формирования программы ппродолжительностью 72 часа, Обучающемуся необходимо последовательно освоить 54 часа, входящих в базовый, продвинутый и экспертный курс по данной теме, а также выбрать базовый курс из других тем в рамках подготовки по своей специальности.
Наиболее рекомендуемая смежная тема – Медицинская статистика.
Всем работникам медицинских организаций рекомендовано пройти курсы:
- Навыки профессионального обмена информацией и
- Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
1.4 Нормативные документы для разработки программы
Программа составлена с учетом требований, изложенных:
- в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;
- в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118 «Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело квалификация «специалист»;
- в приказе Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»;
- в приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.08.2014 г. № 1114 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
- в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499,
- в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 № 768н Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья
- в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 610н Профессиональный стандарт Врач-кибернетик
- в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 08.09.2015 № 605н Профессиональный стандарт Статистик
- в приказе Минздрава России от 4 декабря 1996 г. № 398 «О кодировании (шифровке) причин смерти в медицинской документации»;
- в приказе Минздрава России от 27 мая 1997 года № 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную
статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем
X пересмотра».
1.5 Категория обучающихся и требования к уровню их подготовки
Курс предназначен для специалистов, занятых на должностях медицинских статистиков, врачей-статистиков, врачей-методистов, заведующих отделениями, а также в объёме базового курса (18 часов), рекомендован всем медицинским работникам и руководителям.
1.6 Форма обучения
Программа предусматривает очное обучение (повышение квалификации) специалистов с применением электронных форм обучения и контроля.
1.7 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Вид занятия | Наименование оборудования, программного обеспечения |
Аудитория | Лекции Практические занятия | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Доска комбинированная трехэлементная Вешалка напольная металлическая |
Компьютерный класс | Лекции Практические занятия Круглый стол | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Бездисковая рабочая станция (тип 1, терминальная рабочая станция, терминал) Компьютеры в составе: системный блок, монитор, источник бесперебойного питания Стол компьютерный с выдвижной полкой для клавиатуры и с полкой под системный блок Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Вешалка напольная металлическая |
Учебно-методическое обеспечение программы
Петрова Н., Эпельман Б. Организация медико-социальной помощи населению. Учебное пособие. Lap Lambert Academic Publishing GmBH&KG/ - 2011. – 362 с.
Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. Учебное пособие/ - М.: Медицина для всех, 2007. - 136 с.
Правовые основы системы медицинского страхования граждан. Учебное пособие. - М.: Медицина для всех, 2007. - 136 с.
Управление ЛПУ в современных условиях 2009-2010 гг.. + эл. опт. диск / под ред. акад. В.И. Стародубова. – М.: «Менеджер здравоохранения», 2009. – 416 с.: ил.
Хальфин Р.А. Статистический учёт и отчётность учреждений здравоохранения. / Р.А. Хальфин, Е.П. Какорина, Л.А. Михайлова; под общ. ред. акад. В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2005. – 368 с.: ил. – (Библиотека журнала «Здравоохранение», 3-2005. – Библиотека ЛПУ). – Прил.: 143-364.
Мерков А.М. Санитарная статистика. (пособие для врачей): руководство / А.М. Мерков, Л.Е. Поляков. – Ленинград: Медицина, 1974. – 384 с.: ил. – Прил.: с. 362-377. – Библиогр.: с. 378-380.
Халафян А.А. Современные статистические методы медицинских исследований. монография / А.А. Халафян. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 320 с.: ил. – Библиогр.: с. 302-316.
Становление и развитие механизмов саморегулирования в здравоохранении Российской Федерации. монография / под ред. акад. В.И. Стародубова; И.Ф. Серегина, Д.В. Пивень, И.С. Кицул, Н.Г. Куракова, С.О. Даценко. – М.: «Менеджер здравоохранения», 2010. – 136 с.: ил. – (Предисл. акад. В.И. Стародубова). – Норм. док-ты: с. 54-131.
Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения. / под общ. ред. акад. РАМН О.П. Щепина, чл.-корр. РАМН В.А. Медика. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 384 с.: ил. – Прил.: с. 311-360. – Библиогр.: с. 361-376.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр: В 3 т./ ВОЗ. –Женева, 1995-1998. – Т.1-3.
Обновления ВОЗ: http://www.who.int/classifications/icd/en/
Вайсман Д.Ш. Руководство по использованию Международной классификации болезней в практике врача: в 2-х томах, том 1-й. – Москва, ФГБУ ЦНИИОИЗ, 2013. – 166 с.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации от 19.01.2009 г. №14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти».
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2011 г. №14-9/10/2-9696 «Об особенностях кодирования травм при дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с МКБ-10».
Порядок оформления «Медицинских свидетельств о смерти» в случаях смерти от транспортных несчастных случаев, включая ДТП, в соответствии с МКБ-10. Методические рекомендации /Вайсман Д.Ш., Леонов С.А. Ковалев А.В. //М.: ЦНИИОИЗ, 2013. – С.20
Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.04.2011 №14-9/10/2-4150 «Об особенностях кодирования некоторых заболеваний из класса IX МКБ-10».
Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания:
http://www.who.int/classifications/icd/en/ 2 Положения, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
2.1. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
Обучение на более продвинутом уровне возможно только после успешного завершения предыдущего уровня.
№ п/п | Наименование тем | Объем работы Обучающегося | Форма контроля | |||||
Всего | Лекции | Практические задания | Тренинг | Самоподготовка | ||||
| МКБ в практике здравоохранения. Роль и место МКБ, как единого нормативного документа для формирования системы учета и отчетности в медицинских организациях | 1 | 1 | - | - | - | Тестирование | |
| Разработка русскоязычной версии и адаптация МКБ к особенностям отечественной статистики. Разработка ВОЗ новой версии МКБ – 11. Автоматизированные системы кодирования. | 1 | 1 | - | - | - | Тестирование | |
| Основные подходы к кодированию и изучению причин смерти. Определение первоначальной причины смерти. Правила кодирования и выбора первоначальной причины смерти. Принципы кодирования множественных состояний. | 6 | 1 | - | 3 | 2 | Тестирование | |
| Правила выбора причин первоначальной причины смерти, если «общий принцип» не применим | 3 | 1 | 2 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях Iкласса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях II-III класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях IV класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях V и VI класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях IХ класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях Х класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при травмах, отравлениях и внешних причинах заболеваемости и смертности (классы ХIХ и ХХ) | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХIV класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХV класса МКБ-10. Материнская смертность. | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХI класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХII-XIII класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХVI класса МКБ-10 | 2 | 1 | 1 | - | - | Тестирование | |
| Особенности кодирования и выбора первоначальной причины смерти при заболеваниях ХVII-XVIII класса Особенности кодирования при факторах, влияющих на состояние здоровья и обращения (класс ХХI)». Кодирование причин заболеваемости | 3 | 1 | 2 | - | - | Тестирование | |
| Регистрация смерти в России | 6 | 1 | - | 3 | 2 | Тестирование | |
| Анализ причин смертности, планирование деятельности системы здравоохранения на основе статистических данных | 6 | 1 | - | 3 | 2 | Тестирование | |
| Итоговая аттестация модуль 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | Экзамен | |||
| Итоговая аттестация модуль 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | Экзамен | |||
| Итоговая аттестация модуль 3 | 2 | 1 | 1 | Экзамен | |||
| Всего | 54 | 19 | 16 | 11 | 8 | - |
Для лиц, обучающихся по данной программе в объёме 36 часов итоговая аттестация модуль 1 является промежуточной аттестацией
Для лиц, обучающихся по данной программе в объёме 54 часа итоговая аттестация модуль 1 и модуль 2 являются промежуточными аттестациями
Итоговая аттестация
Порядок проведения итоговых аттестационных испытаний доводится до сведения обучающихся при приёме обучения и возможно в двух вариантах:
Аттестационная работа в виде проекта
Экзамен с использованием тестирования в электронной форме и собеседования по вопросам
2.2 Фонд оценочных средств
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена:
1 часть – тестирование
2 часть – ситуационный кейс
3 часть – собеседование по вопросам
Промежуточная аттестация включает только первые две части экзамена.
Основные вопросы для тестирования и собеседования:
Предназначение МКБ и содержание его томов
Рубрифицированный диагноз
Первоначальная причина смерти
Причины смерти записанные в Свидетельство
Принцип логическая последовательность и общий принцип при кодировании причин смертности
Правила выбора первоначальной причины смерти
Старость, как причина смертности
Двойное кодирование
Банальные состояния
Операция как причина смерти
Перинатальная и младенческая смертность
Автоматизированные системы регистрации смертности
Ошибки оформления свидетельств о смерти
Множественные причины смерти
«Основное состояние» в статистике заболеваемости
Выбор ППС при сахарном диабете
Включаемые и исключаемы рубрики, приоритеты.
Сводная таблица связей по кодовому номеру.
Особенности кодирования перинатальной смертности.
Особенности кодирования ДТП.
Особенности выбора ППС при инфаркте миокарда
Особенности выбора ППС при инсультах
Использование симптомов в статистике смертности
Особенности кодирования ожогов
Особенности кодирования рака
Особенности кодирования пневмоний
Регистрация смерти в России
Качество статистической информации о смерти
Патогенез умирания при болезни Паркинсона
Патогенез умирания при сахарном диабете
Особенности кодирования энцефалопатии
Двойное кодирование травм и отравлений
Ранговая таблица ВОЗ для кодирования травм
ППС при хронических ишемических болезнях сердца
ППС при хронических цереброваскулярных болезнях
Структура смертности при международных сопоставлениях
Особенности кодирования ВИЧ-инфекции
Особенности кодирования отравлений
Особенности выбора первоначальной причины смерти при деменции
Особенности кодирования остеопорозов
Правила выбора основного состояния
Кодирование сенильной дегенерации головного мозга
Неточно обозначенные состояния в статистике смертности
Запрещенные коды в статистике смертности
Особенности кодирования туберкулеза
Алгоритм кодирования диагнозов
Прочие причины смерти
Правила модификации выбранной причины
Приказ Министерства здравоохранения РФ, регламентирующий использование МКБ-10
от 22.05.2001 №165
от 27.05.1997 №170
от 30.03.2013 №175
от 16.05.2003 №205
Цель МКБ-10:
создание условий для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных в разных странах и в разное время
контроль качества оказания медицинской помощи населению
получение данных о широком спектре признаков
организация, планирование, финансирование материально-технического обеспечения медицинских организаций
Особенность МКБ-10:
буквенный код
цифровой код
буквенно-цифровой код
четвертый знак (подрубрик следует за десятичной точкой
Укажите правильный иерархический принцип группировки болезней, положенный в основу МКБ-10, начиная с наиболее крупной систематической единицы:
блок-рубрика-подрубрика-класс
рубрика-подрубрика-класс-блок
класс-блок-рубрика-подрубрика
блок-класс-рубрика-подрубрика
Второй том МКБ-10 содержит:
полный перечень трехзначных рубрик и четырехзначных подрубрик, включающий нозологические формулировки диагнозов заболеваний (состояний), травм, внешних причин, факторов, влияющих на здоровье и обращений
кодированную номенклатуру морфологии новообразований
специальные перечни для сводных статистических разработок данных смертности и заболеваемости
основные сведения и правила пользования МКБ-10, инструкции по кодированию смертности и заболеваемости, форматы представления статистических данных и историю развития МКБ
алфавитный указатель болезней, травм и внешних причин
таблицу лекарственных средств и химических веществ, содержащую около 5,5 тыс. терминов
Состояния, требующие обязательного двойного кодирования
новообразования
сахарный диабет
травмы
бронхиальная астма
отравления
Нозологическая единица – это:
основное заболевание и его осложнения
основное заболевание, его осложнения, фоновые и конкурирующие заболевания
конкретное заболевание, обозначенное в МКБ отдельной рубрикой
фоновые, конкурирующие и сопутствующие заболевания
Учетной формой при регистрации смерти является:
№106/у-08
№025/у
№106-2/у-08
№003/у
Д) №157/у-96
Первоначальная причина смерти
болезнь или травма, вызвавшая цепь событий, непосредственно приведшихк смерти
обстоятельства несчастного случая или акта насилия, которые вызвали смертельную травму
причина, которая отбирается для статистической разработки
всегда находится на нижней заполненной строке части I Свидетельства о смерти
всегда совпадает с исходной предшествовавшей причиной смерти
может как совпадать с исходной предшествовавшей причиной смерти, так и не совпадать
Учетная форма при регистрации заболеваемости:
№106/у-08
№025/у
№106-2/у-08
№003/у
№157/у-96
№025-1/у
В госпитальной статистике кодируется
только основное заболевание
основное заболевание, его осложнения, фоновые, конкурирующие и сопутствующие болезни
основное заболевание, а также все другие имеющиеся заболевания, кроме осложнений основной болезни
Количество состояний, которые должны быть выбраны в качестве «основного» при травме или отравлении:
одно
два
все состояния, диагностированные у пациента в течение эпизода оказания медицинской помощи
все состояния, диагностированные у пациента
1) В качестве учебной деятельности специалисты, проходящие обучение на продвинутом курсе (36 часов) разрабатывают проект-презентации для врачей своей службы по вопросам кодирования медицинских записей.
2) В качестве аттестационной работы предлагается разработать кейсы и тестовые задания.
Один-два кейса для разбора рабочих ситуаций по ведению статистического учета
Описание случая (в т.ч. бланк (свод данных) первичной медицинской документации)
Таблица (фото интерфейса) информационного ресурса
Задача (внести данные в такие-то ячейки)
Правильный ответ
Возможные ошибки и комментарии к ним (либо почему так делать нельзя, либо почему нужно делать правильно)
От трех до пяти тестовых заданий (с ответами) для данного курса по следующим требованиям:
1) Задание должно быть отнесено к одному из разделов программы – Таблица 2.1. Учебно-тематический план программы, каждого из курсов
2) Задание должно быть актуальным и правильный ответ должен быть правильным
3) Вопросная часть в утвердительной форме (не содержать вопрос или повелительное задание)
4) Другие варианты ответа, которые не верные (дистракторы) не должны быть явно из другой «оперы» или, если правильный вариант только один, не должны быть тоже правильными. Или не должно быть всех правильных ответов
5) Не должно быть вопроса «Выберите всё, кроме» и не должно быть вопроса с использованием отрицательной частицы «Не»
6) Не должно быть ответов типа верно по коду «правильный ответ в п. 1 и 3» или «верно всё выше перечисленное»
7) Рекомендовано использовать любую из пяти форм тестовых заданий (перечислены в порядке популярности):
- с выбором только одного варианта ответа
- с выбором нескольких вариантов ответов
- на правильную последовательность
- на соответствие
- открытый вопрос (дополните фразу..)
Программа: