Образовательная программа
«МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА»
Предназначена для подготовки специалистов в области:
ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
СТАТИСТИКИ
Москва 2019
Программа рассмотрена и одобрена Ученым Советом ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»
протокол № 3, от «06» июня 2019г.
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
Аксенова Елена Ивановна
Ходырева Любовь Алексеевна
Бударин Сергей Сергеевич
Виноградова Ольга Юрьевна
Власенко Александр Владимирович
Годков Михаил Андреевич
Дударева Анна Анатольевна
Латыпова Мунира Фадисовна
Лебедева Анна Валерьяновна
Черкасов Сергей Николаевич
Морозов Сергей Павлович
Ойноткинова Ольга Шонкоровна
Петряйкина Елена Ефимовна
Тимонин Сергей Андреевич
Трофимова Елена Викторовна
Турзин Петр Степанович
Цибин Александр Николаевич
Камынина Наталья Николаевна
Шубина Любовь Борисовна
Петрова Галина Дмитриевна
Подчернина Анастасия Михайловна
Альтефедер Анна Владимировна
Илюхина Татьяна Павловна
Боброва Наталья Евгеньевна
Куракина Татьяна Юрьевна
Дегтярев Михаил Кондратьевич
Арутюнова Наталья Евгеньевна
Берхамова Светлана Хазраиловна
Мартыненко Елена Викторовна
Филиппкина Татьяна Юрьевна
Колесник Марина Васильевна
1 Общие положения
В основу организации обучения положен модульный принцип, адаптированный к условиям обучения организаторов здравоохранения на разном уровне.
Программа рекомендована для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре 31.08.71, как составная часть раздела «Общественное здоровье и здравоохранение», а также для дополнительного профессионального обучения специалистов:
- по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
- по другим профильным специальностям здравоохранения, в том числе по специальности «Медицинская кибернетика», «Управление сестринской деятельностью»
- по специальности «Медицинская статистика» и другим профильным специальностям среднего звена
- по специальности «Статистика» программ подготовки лиц с высшим и средним образованием
Практикориентированный курс предполагает подключение к электронной образовательной среде для изучения нормативных и методических требований ведения статистического учета в медицинских организациях. Успешное завершение курса в размере 18 часов, формирует (оценивает) базовую компетенцию любого медицинского специалиста в данной области. Дополнительно на практических занятиях разбираются примеры в области проблем организации статистического учета и отчетности медицинских организаций. Курс предусматривает возможность для обучения в одной группе врачей и среднего медицинского персонала разных специальностей, а также лиц без медицинского образования, участвующих в обеспечении работы по ведению статистического и иного учета деятельности медицинских организаций.
Для получения путевки для обучения за счет бюджета города Москвы, необходимо иметь визу на заявлении от работодателя.
Успешное завершение учебного курса позволяет участникам набрать баллы в системе НМО по своей основной специальности (в т.ч. по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье) в количестве, соответствующем продолжительности обучения.
1.1 Цель программы
Обучение направлено на готовность к ведению статистического учета и отчетности, а также статистического анализа в медицинской организации.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
Формируемые (поддерживаемые) компетенции:
ПК-3 – готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико- статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков
ПК-6 – готовность к оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
По результатам обучения специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью должен быть готов работать на должностях: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника); руководитель структурного подразделения (медицинской статистики, организационно-методического); врач-методист; врач- статистик, врач-специалист, назначенный ответственным за кодирование в медицинской организации. при наличии соответствующего основного профессионального образования.
По результатам обучения специалист по управлению сестринской деятельностью должен быть готов работать на должностях: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника); руководитель структурного подразделения (медицинской статистики, организационно-методического); врач-методист; врач- статистик. при наличии соответствующего основного профессионального образования.
По результатам обучения специалист со средним медицинским образованием должен быть готов работать на должностях: медицинский статистик. при наличии соответствующего основного профессионального образования.
По результатам обучения специалист с высшим и средним (не медицинским) образованием должен быть готов работать на должностях: руководителя финансово-экономических, административных и научно-технических подразделений (служб), заместителя руководителя, статистика, программиста, инженера, экономиста, регистратора, оператора ввода статистической информации, менеджера по качеству медицинской организации, при наличии соответствующего основного профессионального образования.
1.3 Трудоемкость и срок освоения программы
Максимальный объём программы рассчитан на 54 часа, включая экзамен.
Вся программа составлена по модульному принципу и состоит из следующих модулей:
Объём модуля |
- Базовый курс – 18 часов |
- Продвинутый курс – 18 часов |
- Экспертный курс – 18 часов |
Для формирования программы повышения квалификации продолжительностью 72 часа, Обучающемуся необходимо последовательно освоить 54 часа, входящих в базовый, продвинутый и экспертный курс по данной теме, а также выбрать базовый курс из других тем в рамках подготовки по своей специальности.
Всем работникам медицинских организаций рекомендовано пройти курсы:
- Навыки профессионального обмена информацией и
- Оказание медицинской помощи в экстренной форме.
1.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Вид занятия | Наименование оборудования, программного обеспечения |
Аудитория | Лекции Практические занятия | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Доска комбинированная трехэлементная Вешалка напольная металлическая |
Компьютерный класс | Лекции Практические занятия Круглый стол | Магнитно-маркерная доска передвижная Мультимедийный комплекс Экран настенный Без дисковая рабочая станция (тип 1, терминальная рабочая станция, терминал) Компьютеры в составе: системный блок, монитор, источник бесперебойного питания Стол компьютерный с выдвижной полкой для клавиатуры и с полкой под системный блок Стол ученический 6-ая группа роста Стул аудиторный 6-ая группа роста Вешалка напольная металлическая |
Симуляционные классы | Учебные игры Практические занятия | Компьютерный симулятор |
Учебно-методическое обеспечение программы
1.5 Нормативные документы для разработки программы
2 Положения, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса
2.1. Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем | Объем работы Обучающегося | ||||||
Всего | Лекции | Практические | Тренинг | Самоподготовка | Форма контроля | |||
| Уровень 1 Теория и методы статистики | 1 | 1 | Тестирование | ||||
| Структура организации медицинской помощи | 1 | 1 | Тестирование | ||||
| Правила заполнения статистической формы № 30 | 5 | 3 | 2 | Тестирование | |||
| Особенности ведения статистического учета в медицинских организациях г. Москвы | 4 | 3 | 1 | Тестирование | |||
| Особенности ведения статистического учета в стационарах г. Москвы | 4 | 3 | 1 | Тестирование | |||
| Уровень 2 Правила заполнения статистических форм по отдельным видам услуг | 3 | 2 | 1 | Тестирование | |||
| Правила заполнения отдельных статистических форм и нозологических регистров | 4 | 4 | Тестирование | ||||
| Уровень 3 Основы статистического анализа | 11 | 2 | 6 | 3 | Тестирование | ||
| Разработка статистических показателей деятельности медицинской организации и системы здравоохранения | 18 | 3 | 10 | 5 | Тестирование | ||
| Разработка проекта | 2 | 2 | Опрос | ||||
| Итоговая аттестация | 1 | 1 | Экзамен | ||||
| Всего | 54 | 22 | 21 | 9 | 2 |
2.2 Содержание программы
Раздел 1. Теория и методы статистики
Основные показатели общественного здоровья. Методы статистического анализа показателей оценки здоровья населения и деятельности медицинских организаций. Методы определения причинно-следственных связей факторов риска и здоровья населения. Методы стандартизации, корреляционный анализ
Раздел 2. Структура организации медицинской помощи
Нормативно-правовые документы, регламентирующие структуру организации медицинской помощи и по организации статистического учета медицинских организаций. Региональные проекты мониторирования показателей деятельности медицинских организаций
Раздел 3 Правила заполнения статистической формы № 30
Раздел 4 Особенности ведения статистического учета в медицинских организациях г. Москвы
Целевые показатели. Правила заполнения статистической формы № 12. ПО/о-17. Правила заполнения статистической формы № 30 ДС-17.Правила заполнения статистической формы № 68
Раздел 5 Особенности ведения статистического учета в стационарах г. Москвы
Целевые показатели. Правила заполнения статистической формы № 14
Раздел 6 Правила заполнения статистических форм по отдельным видам услуг
Правила заполнения статистических форм по Стоматологии. Правила заполнения статистических форм по Скорой медицинской помощи. Правила заполнения статистических форм по оказанию медицинской помощи гражданам Белоруссии (ГБ)
Раздел 7 Правила заполнения отдельных статистических форм и нозологических регистров
Правила заполнения статистической формы № 57, № 16-ВН, № 14-ДС, регистр НРЭР
Раздел 8 Основы статистического анализа
Основные понятия теории вероятностей: случайные события, случайные величины, распределения и числовые характеристики случайных величин, непараметрические методы математической статистики и однофакторный дисперсионный анализ. Методы регрессионного анализа: множественная регрессия, процедуры пошагового выбора наиболее значимых факторов, вопросы проверки значимости и адекватности моделей, корреляционный анализ. Простейшие методы анализа временных рядов: скользящие средние, вычисление сезонных индексов и прогнозирование на основе экспоненциального сглаживания, основы кластерного анализа.
Раздел 9 Разработка статистических показателей деятельности медицинской организации и системы здравоохранения
Методы оптимизации статистического учета, разбор примеров принятия управленческих решений на основе данных статистического учета
Раздел 10 Разработка проекта
Разработка системы показателей для ведения мониторинга деятельности конкретного направления деятельности для принятия управленческих решений (от методологии сбора информации, до итоговой визуализации)
Итоговая аттестация
Порядок проведения итоговых аттестационных испытаний доводится до сведения обучающихся при приёме обучения и возможно в двух вариантах:
Аттестационная работа в виде проекта
Экзамен с использованием тестирования в электронной форме
2.3 Фонд оценочных средств
Примеры тестовых заданий
Таблица 2000 «Состав больных стационара, сроки и исходы лечения» имеет в своем составе таблицы:
Отчет о деятельности стационара в разделе «Состав больных стационара, сроки и исходы лечения» в полном объеме содержит следующую информацию:
Форма ФСН № утверждена:
Первичные учетные формы, используемые в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях:
В список отраслевого статистического наблюдения деятельности скорой медицинской помощи входят формы:
На догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками:
Должны заполнять раздел 1 формы 1-РБ:
Должны заполнять раздел 2 формы 1-РБ:
К первичной учетной статистической форме, используемой для расчета нагрузки персонала в стоматологической организации, относится:
Женщину 1985 г. рождения, у которой бабушка в 1949 году жила в деревне, расположенной в пойме реки Теча, следует отнести к категории учета:
1) В качестве учебной деятельности специалисты, проходящие обучение на продвинутом курсе (36 часов) разрабатывают проект-презентации для врачей своей службы по вопросам ведения статистического учета.
2) В качестве аттестационной работы предлагается разработать кейсы и тестовые задания.
Один-два кейса для разбора рабочих ситуаций по ведению статистического учета
Описание случая (в т.ч. бланк(свод данных) первичной медицинской документации)
Таблица (фото интерфейса) информационного ресурса
Задача (внести данные в такие-то ячейки)
Правильный ответ
Возможные ошибки и комментарии к ним (либо почему так делать нельзя, либо почему нужно делать правильно)
От трех до пяти тестовых заданий (с ответами) для данного курса по следующим требованиям:
1) Задание должно быть отнесено к одному из разделов программы – Таблица 2.1. Учебно-тематический план программы, каждого из курсов
2) Задание должно быть актуальным и правильный ответ должен быть правильным
3) Вопросная часть в утвердительной форме (не содержать вопрос или повелительное задание)
4) Другие варианты ответа, которые не верные (дистракторы) не должны быть явно из другой «оперы» или, если правильный вариант только один, не должны быть тоже правильными. Или не должно быть всех правильных ответов
5) Не должно быть вопроса «Выберите всё, кроме» и не должно быть вопроса с использованием отрицательной частицы «Не»
6) Не должно быть ответов типа верно по коду «правильный ответ в п. 1 и 3» или «верно всё выше перечисленное»
7) Рекомендовано использовать любую из пяти форм тестовых заданий (перечислены в порядке популярности):
- с выбором только одного варианта ответа
- с выбором нескольких вариантов ответов
- на правильную последовательность
- на соответствие
- открытый вопрос (дополните фразу..)
Программа:
Тренинг 030 Медицинская статистика - час